Еще с внутриутробного периода ребенка окружают звуки. Когда малыш появляется на свет, он начинает постепенно сопоставлять звуки и предметы, их издающие. Ребенку бесконечно интересен этот процесс познания. И мама может помочь ему разобраться в свойствах окружающих материалов.
Современные игрушки снабжены шуршалками, гремелками, свистелками, пищалками и пр. Но они скрыты от глаз ребенка яркой оболочкой самой игрушки. Поэтому, мне кажется, нужно обязательно знакомить ребенка и с более прозаичными предметами.
Дайте в руки ребенку шуршащий полиэтиленовый пакет. ТОЛЬКО НЕ ОСТАЛВЯЙТЕ ЕГО БЕЗ ПРИСМОТРА! РЕБЕНОК МОЖЕТ ВЗЯТЬ ПОЛИЭТИЛЕН В РОТ И ЗАДОХНУТЬСЯ!!! Ребенок буде с интересом мять пакет и осознавать его легкость и его звучность.
Можно дать мятую шуршащую бумагу — сделать комочек из нее.
Поставьте перед ребенком пластиковые бутылочки (например, 0, 5 л), наполненные до разной высоты водой. Дайте ребенку любой длинный неострый предмет (закрытый фломастер, например) и покажите, как стучать по бутылочкам.
У меня как -то дома оказались стаканы с супом и пюре быстрого приготовления. Сверху они закрыты плотной фольгой. Получились прекрасные барабаны. Мы с ребенком барабанили по ним ладонями.
Возьмите в руки большую расческу-гребешок и пусть малыш проведет по зубцам тем же фломастером — получится отличный трещащий звук.
Дайте ребенку несколько предметов: деревянный кубик, пластмассовый, резиновый мячик (маленький, не больше кулака), мячик для пинг-понга, мягкий помпон от шапки, ватный шарик. Пусть ребенок сидит или стоит так, чтобы под ним была твердая поверхность. Покажите, что все эти предметы падают с разным звуком. Постарайтесь, чтобы ребенок сам брал и ронял предметы. Попробуйте сопровождать падения словами: «бум, плюх, шмяк…» Как вам будет казаться точнее.
Во время таких занятий можно также развивать чувство ритма. Попробуйте предложить ребенку издавать звуки ритмично. Ребенок поймет не сразу, но это очень полезное упражнение. Можно начать с количественного повторения: мама делает ладонями «хлоп» — ребенок тоже один раз «хлоп». Мама делает два хлопка — ребенок должен тоже повторить два. И так далее. Потом можно это проделывать с предметами.
Наберитесь терпения. Далеко не все дети сходу начинают включаться в такие занятия. Тем не менее, очень скоро ваш малыш поймет, что любой новый предмет стоит изучить и с точки зрения веса, и с точки зрения извлечения звуков, и… и у мамы появится чуть больше свободного времени, пока юный исследователь занят своими открытиями.
Еще знаю! ;)
«Колокольчики». Купите колокольчики-бубенчики (можно в магазине для рыболовов колокольчик для донки). Т.к. они легко помешаются в ротик, то надежнее связать их в связку или привязать к чему-то крупному (бантик, другая игрушка и др.). Звон колокольчиков отлично развивает (это доказано!) и развлекает малыша.
Игра в «шуршалки». Возьмите несколько пустых прозрачных пластиковых бутылок из-под лимонада, например. Для удобства лучше объемом 0,33(легче помешаются в ручку малыша). Насыпьте (достаточно меньше половины тары) в каждую бутылку свою крупу — фасоль, горох, гречу, манку и т.п. Плотно закройте крышки! И предложите эти «маракасы» малышу. Обязательно понравится — звуки везде разные, пересыпается крупа в бутылке тоже очень интересно. А если ребенок еще не удерживает хорошо, то можно подвесить бутылочки на ним и он будет с удовольствием стучать по ним ножками и ручками. Или можно просто катать их по полу.
Игра «бусы» — возьмите прочную веревочку. В качестве бусин можно использовать настоящие крупные бусы, большие пуговицы, катушки от ниток, даже сырые макароны (перья или каннеллони), а можно и колокольчики — чем разнообразнее (по цвету, форме, материалу) будут бусины, тем интереснее. Наденьте бусины на нитку не очень плотно, чтобы их можно было передвигать и предложите ребенку. Веревку можно связать как настоящие бусы, а можно оставить лентой.
Игра «Угадайка» — обязательно под присмотром взрослого! Возьмите большую коробку (из-под обуви или отрежьте верх от большой (5ти литровой, например) бутылки из-под воды. Насыпьте в коробку желуди, каштаны (запаситесь осенью) или горох. Будьте внимательны, чтобы горох не попал в нос, в горло, в уши! Туда же положите мелкие игрушки (из киндер-сюрприза, например) и закопайте их. Предложите ребенку не глядя на ощупь найти игрушки среди желудей-каштанов-гороха и достать. Когда ребенок будет постарше можно предложить находить и на ощупь определять что за игрушку он нашел. Это отлично влияет на многочисленные активные точки на кисти. А про то, что через кисть можно развивать ребенка все, конечно, знают.