Моя дочка Рашель тихо сидит недалеко от меня, поглаживая кошку. На дворе теплый летний день, и ее подружки плещутся в бассейне. Почему моя 11-летняя девочка не с ними? Потому что она страдает от клинической депрессии, и сегодня у нее не лучший не лучший день.
Первые симптомы я заметила, когда ей было шесть. Она начала чаще цепляться к мелочам, кричала и плакала по поводу и без, стала меньше есть и ей начали сниться кошмары. Она казалась постоянно встревоженной. Через несколько недель ситуация нормализовалась сама по себе, но, зная о депрессии не понаслышке, я продолжила наблюдать за дочкой.
Симптомы вернулись спустя два года, в конце долгой зимы. Рашель, на тот момент третьеклассница, стала рассказывать мне о том, что все ее ненавидят (хотя на самом деле ничего похожего е происходило), и что лучше бы ей никогда не рождаться. Эти слова очень сильно пугали меня, но я решила не вмешиваться некоторое время и посмотреть, что будет дальше.
А дальше стало только хуже. Ее настроение становилось все хуже, и оценки стали падать. Я видела, что она ужасно страдает. Я так хотела обнять ее и сказать, что все будет хорошо. Я хотела забрать все эти тяжелые, ненужные ей чувства и эмоции и выбросить их куда подальше.
В итоге мы записались на прием к педиатру, несмотря на то, что Рашель не верила, что кто-нибудь может ей помочь. И хотя я не была удивлена диагнозом, он все равно стал для меня шоком. Я не могла больше ни о чем думать, и мне было очень плохо при мысли о том, что моя девочка столкнулась с такими тяжелыми вещами в столь юном возрасте. С тех пор я многое узнала о детской депрессии. Если Вы думаете, что можете столкнуться с похожими проблемами – то эта статья для Вас.
«Депрессия, также как рак и диабет, не является результатом плохого воспитания. Все это – серьезные заболевания, и они требуют очень тщательного изучения и лечения. Хорошая новость состоит в том, что есть реальная возможность помочь большинству детей и подростков», — пишет доктор Фасслер.
Депрессия встречается намного чаще, чем Вы думаете
Депрессия — это не та болезнь, которая ассоциируется с детьми, хотя и встречается среди них достаточно часто. По данным Американской Академии Детской и Подростковой Психиатрии, каждый двадцатый ребенок болен ею. Другими словами, в каждом классе наверняка есть ребенок, подверженный депрессии. Проблема состоит в том, как понять, что ребенок не просто грустит. «Обычно грусть приходит и уходит, не оставляя после себя и следа. Клиническая депрессия похожа на темное облако, висящее над ребенком, и распространяющее глубочайшее уныние, грусть, раздражительность», -говорит доктор Хендрен, директор департамента детской и подростковой психиатрии в Калифорнийском Университете.
Редко какой родитель (а зачастую и педиатр) задумывается о возможности появления этой болезни у детей, поэтому очень сложно вовремя ее диагностировать. Сына Салли Дэвис, Ричарда, впервые отвели к врачу в шесть лет. Но психолог отказался ставить диагноз, заявив, что такие маленькие дети не могут впасть в депрессию. В результате, диагноз поставили только спустя семь долгих лет, в течении которых ребенок был лишен грамотной медицинской помощи.
Нелегко быть родителем ребенка с таким диагнозом. Вот что говорит Анна Слейтор, мама восьмилетней девочки, страдающей депрессией: «Это душеразрывающее состояние. Как и любой другой серьезный медицинский диагноз, он сильно меняет Ваш образ жизни. И навсегда вселяет в Вас чувство вины – возможно, это я не доглядела, и все могло бы быть по-другому, если…»
Склонность к депрессии может передаваться по наследству
Исследования доказали, что, если у одного из родителей в течении жизни были случаи клинической депрессии, то и у ребенка в 25% случаев возникнет похожая проблема. Если от депрессии страдали оба родителя, то риск развития заболевания увеличивается до 75%. Ученые не могут пока объяснить данные результаты, но предполагают, что склонность к такому заболеванию передается по наследству, а стрессовая обстановка увеличивает риск его развития. Но помните – генетическая предрасположенность – это не приговор, а всего лишь предупреждение.
Депрессии часто сопутствуют другие заболевания нервной системы
По словам доктора Фасслера, примерно у 40% детей и подростков депрессии сопутствует невроз навязчивых состояний, а у 25% — гиперкинетический синдром. Выявить такие расстройства не сложно, проблема в том, что лечение очень осложняется при наличии двух и более заболеваний нервной системы одновременно, симптомы перекликаются между собой, но лекарственные препараты в каждом случае нужны свои.
Раздражительность ребенка может быть одним из основных показателей депрессии
Самая большая разница в поведении детей и взрослых, страдающих от депрессии, состоит в том, что взрослые обычно подавлены и безынициативны в моменты обострения, а ребенок, напротив, может становиться агрессивным и раздражительным, рассказывает доктор Хендрен. По его словам, дети не понимают, что с ними происходит; они не могут выразить словами свои ощущения и начинают раздражаться от беспомощности и невозможности объяснить, что именно с ними происходит.
Катя Койн повела свою восьмилетнюю дочь ко врачу после того, как учитель написал в дневнике о том, что девочка стала необычайно раздражительной. «Я была просто шокирована, когда врач поставил диагноз: депрессия, ведь дочка не была вялой, расстроенной, не хотела постоянно спать – такие симптомы, несомненно, насторожили бы меня, а без них мне и в голову не могло прийти, что у моей Эммы такие проблемы со здоровьем», — жалуется Катя.
Чем раньше поставят диагноз и начнется лечение, тем больше шансов вернуть здоровье ребенка
Новейшие исследования показали, что затяжная депрессия может вызвать необратимые повреждения в мозге. Например, редуцируется гиппокамп, который участвует в управлении эмоциями. Поэтому нет ничего удивительного в том, что депрессия может вызвать проблемы в школе, привести к употреблению алкоголя и наркотиков и, в самых запущенных случаях, инициировать попытки самоубийства. Подведем итог: если Вам кажется, что у ребенка депрессия, срочно отправляйтесь к врачу.
«Если бы Ричарду поставили диагноз вовремя, он получал бы профессиональную врачебную помощь с шести лет, а вместо этого к тринадцати годам он прошел все круги ада», — рассказывает Дэвис о своем сыне, чьи суицидальные наклонности, навязчивые невротические состояния и серьезные проблемы со сном явились следствием не поставленного вовремя диагноза.
Лечение депрессии у детей требует комплексного подхода
Врачи используют комплексную терапию как для детей, так и для взрослых – начиная от изменения образа жизни и питания до привлечения психологов, которые учат людей справляться с депрессивными мыслями и состоянием, которое они вызывают. «В частности, исследования показали, что многие дети и подростки хорошо реагируют на психотерапию», — сообщает доктор Фасслер. Однако, зная, как глубоко может поразить депрессия неокрепший детский организм, иногда приходится применять медикаментозные методы воздействия.
Конечно, большинство родителей слышали о том, что применение антидепрессантов у детей и подростков может спровоцировать суицидальные тенденции. Важно знать, что врачи применяют такие медикаменты только при комплексном лечении в особо запущенных случаях, и очень тщательно наблюдают за течением болезни в этот период.
В случае с Рашель, доктор рекомендовал терапию, совмещенную с небольшими дозами прозака. Я долго колебалась перед тем, как дать согласие на медикаментозное лечение, но, глядя на мучения своей дочери, решилась. Сейчас она регулярно посещает психотерапевта. Скоро доктор отменит лекарственные препараты, и мы сможем проверить, как изменится ее поведение. Я очень беспокоюсь за мою дочь, особенно в преддверии переходного возраста, но теперь я верю, что мы справимся со всеми проблемами. А больше всего меня радует то, что теперь на один грустный день у нас приходится двенадцать солнечных.