Наши родители, скорее всего, не сталкивались с этим вопросом. Ведь в те времена посещение детсадовского учреждения было «обязательной программой» для абсолютного большинства детей. И, конечно, редким исключением из правил были те дети, кто находился под чутким присмотром мам и бабушек. Кстати, стоит заметить, что общественная жизнь большинства детей начиналась не с детского сада, а с яслей, причем все они находились рядом с домом или работой.
Сегодня же родителям приходится сталкиваться с другой картиной. У пап и мам возросли требования, а так же возможности по устройству детей. Не каждый родитель мечтает попасть «в какой-нибудь» детский сад, а нужен лишь тот, где дети будут получать интеллектуальное развитие, и для них будут проводить интересные занятия. Да и сады сегодня имеют различную направленность: развивающие, по системе Монтессори, основанные на вольдорфской педагогике и т.д. Но так ли необходимо ребенку посещение детского сада?
Чаще всего мамы решают отдать ребенка в садик только из-за того, что им самим нужно выходить на работу. Но, чтобы в последствии не пожалеть об этом решении, нужно подобрать ребенку хороший сад.
Преимущества посещения детского сада
Многие считают, что если ребенок не посещает сад, то ему будет сложно адаптироваться в школе. Еще несколько лет назад с этим утверждением можно было согласиться. Ведь основная масса детей были «детсадовскими», а «домашних» было крайне мало. К тому же дети чаще всего переходили из детского сада в школу той же группой. И если в такую устоявшуюся группу вливался семилетний ребенок, провевший все время под опекой мамы и бабушки, то ему было крайне сложно адаптироваться к новым условиям.
Но сегодня никого не удивишь тем, что ребенок не посещает детский сад. Ведь помимо него есть масса других способов для общения и развития: секции, центры развития, частные сады, гувернеры и т.д. Так что же дает ребенку посещение детсада и других подобных учреждений?
- Прежде всего, он может общаться со своими сверстниками, может являться частью группы. Психологи считают, что с 3-4 лет ребенок нуждается в общении с детьми. Поэтому каждый родитель должен предоставить своему чаду такую возможность.
- Ребенок учится общаться не только с детьми, но и с взрослыми. Родители – это единственно авторитетные люди для ребенка в дошкольном возрасте. Но общение с воспитателями в детском саду помогает ему получить навык общения с взрослыми, прислушиваться к их мнению, а иногда и беспрекословно подчиняться.
- Ребенок знакомится с правилами поведения, учится соблюдать дисциплину и другие общепринятые правила.
- Малыш имеет возможность для получения физического и интеллектуального развития. Обычно общеобразовательные программы, работающие в детских садах, довольно скудные, и к тому же иногда с детьми занимаются «спустя рукава». Поэтому помимо детсадовского образования родители должны предоставить малышу дополнительные занятия. Но все равно «детсадовский» ребенок получает гораздо больше по сравнению с «домашним», сидящим за телевизором, ребенком. В садах проводятся множество занятий: развитие речи, лепка, рисование, конструирование, музыкальные занятия. Причем это минимальный набор умений, которые ребенок получит в самом простеньком детском саду. Если же родители подберут сад с большими возможностями, то, соответственно, ребенок будет получать много нового и интересного каждый день.
Во сколько ребенка отдать в сад?
Лучше всего отдавать ребенка в сад, когда ему исполнится 4 года. И не стоит прислушиваться к рекомендациям бабушек, считающих, что «чем раньше – тем ребенок быстрее привыкнет».
Можно, конечно, отдать в сад ребенка и в годик, и он, несомненно, привыкнет, что его любимую мамочку заменили на чужую тетю. Но смирившись, он будет реагировать постоянными стрессами организма: плохое настроение, постоянные простуды, отсутствие интереса к окружающему миру и т.д. Естественно, такое сопротивление негативно отразится на развитии ребенка.
Начиная с полутора лет, у ребенка начинает постепенно сглаживаться страх и волнение перед незнакомыми людьми. И в зависимости от индивидуальных особенностей, он может исчезать еще довольно долго. Начиная с трех лет, ребенок начинает тянуться к детям. Причем в первую очередь, он проявляет интерес к старшим детям, потом к малышам, а уж потом только к своим сверстникам.
В идеале отдавать ребенка в детский сад нужно постепенно, и началом может стать прогулки вместе с детсадовской группой. Уже спустя некоторое время ребенка можно будет оставить с другими детишками на пол дня. И если по ребенку будет видно, что он не против посещения садика, то можно переводить его на обычное дневное посещение. Если же ребенок не в восторге от посещения сада, то в первые полгода придется водить его в «щадящем» режиме, т.е. не на целый день. И не стоит переживать, что ребенок будет отставать от своих сверстников. Для него в этом возрасте самое главное – общение со сверстниками.
Всех малышей, исходя из их адаптации к детскому саду, можно разделить на три группы:
- 1. Детки, сильно реагирующие на смену обстановки (наблюдается нервный срыв). Эти дети частенько болеют простудными заболеваниями.
- 2. Дети, не проявляющие внешне никаких признаков перенапряжения. Такие детки начинают часто болеть.
- 3. Дети, привыкающие к саду без проблем, и не имеющие осложнений.
Кому нужно быть дома
И все же есть дети, которым лучше всего остаться в домашней обстановке и не посещать сад. Обычно стандартного садика избегают дети с неустойчивой нервной психикой и часто болеющие (даже без посещения сада). Мамам таких детей нужно на время забыть о работе и заняться оздоровлением ребенка. Для этого необходимо наладить режим питания крохи, регулярно устраивать прогулки, а при разрешении врача его можно закалять. Нужно попробовать найти возможность для общения с детьми, и для этого можно пару раз в неделю посещать игровые группы, центры развития и творчества и т.д.